ОБ АРХИТЕКТУРЕ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАВКАЗСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ      

Архитектура и градостроительство – очень часто эти два слова стоят рядом; имеется ли разница между этими понятиями? К чему градостроительство ближе – к архитектуре или к строительству? Уверен, многих читателей эти вопросы интересуют. Если архитектура более или менее понятна каждому, то с градостроительством все не так просто. Из Википедии мы знаем, что градостроительство - это теория и практика планировки и застройки городов. Есть еще не менее десятка определений, но они либо слишком сложные, либо требуют дополнительных разъяснений. Пожалуй, что-то проясняется, когда вместо градостроительства мы применяем термин «градоустройство», звучание которого показывает, что речь идет об устройстве города.

Почему высотный долгострой в парке или жилой дом «Парус» на набережной Терека мы считаем градостроительной ошибкой? Что мешает уже столько лет осуществиться красивой идее создания Кавказского музыкального центра? Это уже скорее не теоретические, а злободневные вопросы архитектуры и градостроительства Владикавказа.

Генплан города определяет формы и пути его развития на ближайшую и на более отдаленную перспективу, в котором строго определено, на каких участках должно размещаться жилье, на каких – производство, или зоны отдыха, где, для удобства населения, размещать административные учреждения, а где – медицинские, и так далее. При этом, учитывая материальные и духовые потребности человека, планируется не только территория, но и пространство – задается, где какая должна быть высотность нового строительства в зависимости от направления солнечных лучей, характера существующей застройки и природного ландшафта.

Согласно генплану города, главной ландшафтной составляющей Владикавказа, и одновременно – ее градостроительной осью, является пойма реки Терек, так называемая зона охраняемого ландшафта, которая обеспечивает жителям широкое раскрытие непосредственных визуальных связей с великолепной горной панорамой. Поэтому, следуя идеям генплана города, в непосредственной близости к пойме, застройка должна быть двухэтажной, с постепенным повышением по мере удаления от реки.

К архитектурному облику построенных в этой зоне высотных зданий от Чкаловского моста до Красогвардейского, нет претензий – они достаточно выразительны по форме, имеют удобную планировку. Однако, каждый из этих домов вмещает большое число людей и создает значительные антропогенные и транспортные нагрузки на соответствующие участки набережных - общегородской зоны отдыха. Правда, честь из этих участков благоустроены для отдыха только на чертежах генплана, но перспективы развития этих территорий в качестве зон отдыха уже перечеркнуты. Важно еще и то, что эти массивные силуэты перекрывают красивейшие виды, ради которых горожане стремятся на набережную. Все это мы и называем градостроительными ошибками, которые необходимо предвидеть, а не констатировать, как свершившийся факт.

Мы должны быть благодарны тем, кто предложил идею создания во Владикавказе Кавказского музыкального центра и приложил немало усилий к реализации идеи. Однако, прошло более пятнадцати лет и единственным результатом гигантских усилий стал снос кинотеатра «Октябрь». Даже два проекта двух мировых звезд – британца Нормана Фостера и француза Ксавье Фабра пришлось положить на полку. Думаю, причина кроется не только в нехватке средств, а прежде всего - в градостроительстве.

Размещение на площади Свободы Кавказского музыкального центра было градостроительной ошибкой, что было понятно специалистам и на момент принятия решения - оно не учитывало масштаба и исторически сложившегося функционального зонирования города. Соседство с правительственными и правоохранительными учреждениями для объекта культуры нельзя назвать комфортным. Участок связан с городскими магистралями узкими улицами и крайне неудобен с точки зрения транспортной доступности. Кроме того, новое здание заслонило бы вид на панораму гор точно так же, как заслоняло в свое время здание кинотеатра Октябрь. Для одного из важнейших объектов города, каковым должно стать здание музыкального центра, необходимо найти более подходящее место, опираясь на традиционное для Владикавказа пространственное зонирование.

Каким бы масштабным не был отдельный объект, нам следует думать о всем пространстве города и о культуре Осетии в целом, то есть, подход к проблеме должен быть градостроительным.  В планировочной структуре Владикавказа нам пора сформировать культурный кластер города, основой которого могут стать существующие объекты культуры: Осетинский и музыкальный театры, ансамбль «Алан», центр детско-юношеского творчества «Заря» и Колледж искусств. В пешеходной доступности к этому участку расположены также Русский драматический театр, дворец культуры Аграрного университета и филармония. Благодаря наличию пешеходного моста по ул. Пашковского, все указанные объекты имеют между собой удобную пешеходную связь. Центральное положение в этом кластере занимает территория площадью около двух гектаров, занятая трамвайным депо, ВМУП «Владэнерго» и электрической подстанцией. Этот участок по всем параметрам больше подходит для размещения Кавказского музыкального центра, который органично дополнит и завершит формирующийся ансамбль объектов культуры.

Доступность этого района можно считать оптимальной как для пешеходов (набережная, Кировский мост, пешеходный мост), так и для общественного транспорта и частных автомашин, за счет примыкания к городским магистралям - проспекту Коста и улице Кирова.

Участок, на котором расположено трамвайное депо, сегодня свободно, - объект уже давно не используется. ВМУП «Владэнерго» в настоящее время дислоцируется на нескольких площадках, на одной из которых можно было бы сконцентрировать схожие административные и производственные функции, касающиеся энергетического обеспечения города. Электрическая подстанция занимает всего 650 кв. м. и на период строительства, а возможно и в последующем, она может продолжать функционирование на этом месте.

Не затрагивая здание депо и электрическую подстанцию, можно уже сегодня использовать 8000 кв. м. территории под строительство музыкального центра. В дальнейшем, здания, относящиеся к трамвайному депо, можно реконструировать под вспомогательные функции Центра. Для пешеходной доступности, все объекты культуры необходимо связать непрерывной системой благоустроенных площадей и аллей. Перечислены не простые задачи как для архитекторов, так и для руководителей города и республики, но постановка сложных задач, как правило, приводит к интересным и оригинальным решениям.

Основной плюс предлагаемого решения заключается в территориальной взаимосвязанности учреждений искусства, при котором существующие объекты культуры не окажутся на периферии внимания, а заодно с Кавказским музыкальным центром, получат импульс для развития. Создание цельного кластера культуры будет эффективней работать на имидж города, как культурной столицы Северного Кавказа. В выигрыше окажутся любители театра и музыки Владикавказа, деятели искусства, студенты творческих учебных заведений, существенно улучшатся условия для приобщения к искусству всех горожан и гостей нашего города.

Из учета всех природных, технических и гуманитарных факторов складывается искусство градоустройства – стратегия развития города. Желательно чтобы эта стратегия определялась профессиональным сообществом с широким участием неравнодушной части населения и при заинтересованной поддержке нашей формальной и неформальной элиты.

А как же Октябрь, которого уже нет?

После сноса кинотеатра раскрылся прекрасный вид с площади Свободы на панораму гор, на главную природную доминанту Владикавказа – Столовую гору, что также можно считать немалым плюсом, и эту панораму нам уже не следует терять. Участок необходимо благоустроить; возможно, следует разместить здесь, на фоне гор некий символический монумент, а стоянку машин при административных учреждениях лучше устроить под землей.

 

Профессор кафедры архитектуры СКГМИ, Р. Х. Аликов.