(Конкурс объявлен Правительством Москвы и государственным музеем истории Гулага)
Великие противостояния, драматические вехи человеческой истории сопровождались призывами к высоким идеалам:
-СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО!
-ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
В результате многократных повторений, лозунги утрачивали первоначальный гуманный смысл и приобретали другое назначение - они становились каркасом монолитной стены, разделяющей людей по принципу "ЗА" и "ПРОТИВ". Через эту стену уже не слышны человеческие голоса, но, временами, сквозь нее проникают песни и письма.
Всепроникающее искусство слова рождается в кабине космического корабля и в глубинах шахт, на просторах степей и в тюремных застенках, может создаваться без пера и бумаги и проникать через глухие стены.
-ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД ХРАНИТЕ ГОРДОЕ ТЕРПЕНЬЕ...
Истоком концепции монумента стала переписка в две стороны между заключенным Печорлага Львом Мищенко и москвичкой Светланой Ивановой.
Полностью прозрачный монумент - это попытка увидеть эпоху сквозь стену, разделившую весь народ, представить два взгляда на жизнь обычных граждан страны: один из лагеря, другой – из Москвы.
По авторскому замыслу, монумент должен пробуждать историческую память, и вместе с тем, может служить своеобразным детектором истины и человечности.
Стоя перед огромным прозрачным монолитом, вчитываясь в документальные свидетельства прошедшей эпохи, зритель видит лица людей за стеной, отражения лиц, стоящих сзади и рядом, а также - отражение себя – рождается сопереживание, выявляющее и возвышающее достойных людей.
Монумент из многослойного изогнутого стекла уникально большого размера (10000х5000(Н)х500 мм) , представит простертую на одиннадцать часовых поясов ширь российской земли , станет техническим достижением - аналогом знаменитых каменных монолитов и масштабно выразит народную память о миллионах человеческих судеб. Часовые пояса будут отражены в виде секторов из дополнительных слоев стекла. Границы страны, география лагерей Гулага наносятся в массиве стекла лазерной гравировкой. Вертикальные и горизонтальные лозунги от Великой французской революции до наших дней за счет повторения в нескольких слоях стекла приобретают объемность и образуют тяжелую черную решетку. Письма в ячейках этой решетки, написанные в ЗОНУ, и обратно - из ЗОНЫ, лицевой стороной обращены в сторону адресата. Все надписи, включая массивные литеры лозунгов и рукописные тексты писем, выполняются на прозрачной термореактивной пленке, с помощью которой слои стекла склеиваются между собой.
Каменное мощение площадки с тыльной стороны монумента (в зоне несвободы) выполняется в виде черной гранитной тени от решетки, в ячейки которой вставляются многослойные плиты из стекла, содержащие в себе, как и монумент, переписку с зоной свободы. На нижнюю поверхность стеклянных плит наносится слой люминофора, который высветит письма ночью. Не все письма удавалось отослать, а множество писем остались недописанными. Эту часть посланий можно увидеть только в теневой части мемориала. Из теневой зоны зритель сможет обозреть страну в необычном ракурсе - с изнанки. Тень от решетки, в форме креста, проходит сквозь монумент и продолжается в зоне свободы, пересекая, как дорожка, всю площадку.