Профессор кафедры архитектуры СКГМИ Руслан Аликов.
Тел. 8-918-823-5002. Адрес: r.alikov@mail.ru

Закрылся завод «Электроцинк», закрылось предприятие, история которого на протяжении более полутора веков тесно связана с историей Северной Осетии и России. Прекращение деятельности такого предприятия затрагивает интересы города и республики, интересы многих жителей Осетии. Определенную часть населения оно обеспечивало работой, городская казна получала от него стабильные налоги, а значительная часть жителей республики считали его главным виновником экологического неблагополучия Владикавказа. Как указанное событие может отразиться на планировочной структуре Владикавказа, на развитии города и готово ли архитектурное сообщество в связи с закрытием завода предложить городу какие-то градостроительные идеи?
Факт закрытия завода, несомненно, положительно скажется на экологическом состоянии Владикавказа и большинство населения с удовлетворением восприняло эту весть. Однако, перед муниципалитетом встает проблема использования территории, нарушенной за годы деятельности предприятия. В нынешнем состоянии она не пригодна не только для проживания, здесь нельзя размещать даже новые предприятия. Без основательной рекультивации территория будет обузой для города. Слава богу, проблема не нова — что перед этой проблемой уже оказывались многие города мира и большинство из них с честью вышли из трудной ситуации. Современный мировой опыт подтверждает возможность включения в планировочные структуры городов не только локальных нарушенных участков, но и больших по площади территорий на основе разработки единой планировочной концепции развития города. Восстановление нарушенных территорий в ряде случаев является основой преобразования планировочной структуры города. Так например, во Франции, городские власти Парижа выкупили у компании Citroen землю бывшего автомобильного завода, которая была заброшена более 20 лет. В 1992 году на этой территории был открыт ультрасовременный архитектурный ансамбль с городским парком. В проект застройки территории вошли офисные и жилые здания, отель, больница, школа, паркинги.
Нам тоже следует подойти к возникшей проблеме по-деловому, и своевременно предпринять необходимые шаги, которые обратят наличие в городе нарушенных земель в бесспорный плюс, а может быть, в визитную карточку нашего города. Начинать надо прежде всего с идей – идей социальных, идей градостроительных, архитектурных и дизайнерских. Методы инженерной подготовки территорий дошли до уровня, когда практически любые преобразования реализуемы.
У городской Администрации, у Правительства республики накопилась масса нерешенных проблем. Смогут ли они дополнительно взяться за решение такой масштабной задачи?
Мы знаем, что у республиканских и городских властей есть проблемы с размещением административных и общественных комплексов, притягивающих большие транспортные потоки. В частности, до сих пор не решена проблема размещения республиканского стадиона, концертно-спортивного зрелищного сооружения. Функционирование правительственных учреждений затруднено из—за разбросанности министерств и ведомств по территории города. У нас есть уверенность, что на территории, которая сегодня считается проблемной, эти задачи можно решить комплексно, при этом город получит новую, полезную и привлекательную для горожан и всех жителей республики территорию. Заманчивой представляется идея превращения экологически опасной территории в зону оздоровления, спорта, зрелищ и развлечений, место размещения необходимых административно-хозяйственных функций. При этом, не следует забывать и об истории места.
Территория завода «Электроцинк» площадью более 62 гектаров, имеет очень выгодное расположение на карте города. Городские автомагистрали — Черменское шоссе и улица Пожарского обеспечивают хорошую связь со всей территорией республики, а через улицы Маркова, Маркуса, Чапаева и Чкалова она удобно связана со всеми районами города.
Если мы хотим, чтобы столица республик была экологически благополучной, мы обязаны провести капитальные мероприятия по рекультивации указанных земель, озеленению территории. Озеленение на более тонком уровне дополнит и завершит инженерно-технические мероприятия по рекультивации земель. Следующим этапом на этой территории уже можно организовать единую зону отдыха, культуры и спорта. Здесь можно разместить стадион на 20-25 тысяч зрителей, спортивно-концертный зрелищный зал на 3-5 тысяч мест, конно-спортивную школу, обустроить сеть велодорожек. Промышленные здания, представляющие архитектурную, либо историческую ценность, можно приспособить под необходимые спортивные, либо культурные функции, в том числе – музейные. Где же, как не здесь организовать горно-промышленный музей, который будет интересен ветеранам отрасли, студентам, школьникам, а также — туристам? Пораскинув мозгами, можно реконструировать инженерные сооружения и дымовые трубы и использовать их в спортивно-развлекательных сценариях.
Часть территории, примыкающая к улице Маркова, удобна для размещения муниципальных и республиканских административных учреждений – министерств, комитетов, правоохранительных органов. Возможен вариант строительства на этом месте туристической базы – почему бы с этой обновленной территории не начинать маршруты по республике и за ее пределы…
А сможет ли республика профинансировать такой объем работ?
Это не должно быть чисто осетинской проблемой. Вспомним, что половину свинца для пуль в Первой мировой войне Россия получала из Владикавказа, а в Великой Отечественной войне 60% советских пуль было отлито их свинца завода «Электроцинк», переехавшего на тот момент в Казахстан. Цинк и серебро, добытые на заводе, редкоземельные металлы из Осетии также работали на укрепление и процветание всей России. Страна не вправе забывать свою историю. Именно на этой территории можно сохранить частицу российской истории, интересной для жителей и гостей нашего города.
А заглянув в будущее, увидим, что спорт Осетии, который получит на этой территории новый импульс, уже вписал немало страниц в славную историю советского и российского спорта.
Таким образом, история Электроцинка и перспективы использования территории завода должны стать привлекательными для федеральных и для частных инвестиций.
Что нужно для того, чтоб обозначенные перспективы начали обретать реальные формы?
Конечно, легко сказать, гораздо труднее осуществить, но работать над этим надо планомерно, без суеты; чем раньше начнем, тем меньше потенциальных возможностей будет упущено. А начинать надо с общих концептуальных проработок, в которых должны объединиться специалисты разных профессий: экономисты, архитекторы, экологи, социологи, технологи и т. д. Мировой опыт показывает, что новые идеи рождаются в условиях правильно организованного конкурсного состязания. Прекрасным примером является организация в 2017 году конкурса на градостроительное решение промышленной зоны, так называемого «серого пояса» Санкт-Петербурга, в котором, кроме местных специалистов, участвовали творческие коллективы из Москвы, Голландии, Норвегии и Финляндии. Город получил 9 сценариев перспективного развития депрессивных районов. Нам есть у кого перенять опыт.