Мы хотим жить в удобных и красивых городах, но при этом, не имеем четкого понимания, что нужно для создания красивой и комфортной городской среды и кто должен за это отвечать.
Престиж нации и привлекательность региона для проживания в значительной мере зависят от удобства планировки и архитектурного уровня застройки городов и других поселений. Нашей республике от прошлых эпох досталось хорошее архитектурное наследие, мы обязаны сохранять его, и наряду с этим, развивать современные функции и современный облик наших городов.
Исторически так сложилось, что Осетию часто называли самым образованным и культурным регионом Северного Кавказа, историческая застройка Владикавказа была примером для других Северо-Кавказских городов. И сегодня по некоторым направлениям культуры и искусства республика удерживает лидирующие позиции, хотелось бы не снижать достигнутый нашими предшественниками уровень и в архитектуре. Но всегда ли это зависит от того, кто планирует улицы и площади, проектирует здания и парки?
Для решения градостроительных задач, как правило, требуются немалые материальные и финансовые ресурсы, соответствующие законодательные акты, а очень часто – и политическая воля, ведь в этой сфере, кроме государственных, пересекаются интересы многих хозяйствующих субъектов, которые, как правило, обладают немалыми административными и финансовыми ресурсами, и каждый из них преследует свои интересы, зачастую далекие от интересов всего сообщества. Казалось бы, есть соответствующие архитектурные органы, которые должны решать эти проблемы, но финансовые потоки в сфере строительства настолько велики, а общественное самосознание заинтересованных лиц во многих случаях настолько низко, что эффективное регулирование государственных, частных и общественных интересов невозможно без непосредственного участия первых лиц региона.
По итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 17 мая 2016 года по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности был утвержден перечень поручений Президента РФ Путина В. В., седьмым пунктом которого органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано: установить прямое подчинение главного архитектора субъекта Российской Федерации высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, принять меры по разработке и синхронизации документов территориального планирования и градостроительного зонирования … Эта рекомендация в СКФО реализована только в Чеченской республике.
В настоящее время некоторые регионы России в интересах крупного бизнеса игнорируют вопросы архитектуры и градостроительства. Предпринимателям, а вместе с ними – руководителям регионов — невыгодно повышение статуса архитектурно-градостроительных органов. Учитывая традиции застройки Владикавказа и имеющийся профессиональный потенциал, Осетии не к лицу ориентироваться на худшие примеры, но, к сожалению, это все-же происходит. Для нашей республики, где органы архитектуры и градостроительства всех уровней возглавляются людьми без архитектурного образования (при том, что насыщенность архитектурными кадрами у нас самая высокая в СКФО), опасность деградации материальной среды не только реальна – она происходит на наших глазах. Игнорирование градостроительных норм оборачивается и социальными издержками: Сеть детских садов и прежде не полностью обеспечивала потребности населения, а сегодня их не хватает катастрофически; школы переполнены, сократившиеся участки школ не позволяют обеспечить детям полноценное физическое развитие.
Стоит также вспомнить, каким был наш Центральный парк 30-40 лет тому назад, взглянуть на Дом офицеров (памятник культурного наследия)в самом центре Владикавказа, который разрушается на наших глазах; легкие нашей столицы — пойма реки Терек (памятник природы) – хаотично застраивается высотными домами, при этом страдает не только облик, но и экология города, и т. д. Все это примеры непрофессиональной стратегии в застройке города.
Прежде всего мы говорим о профессионализме тех, кто должен по своим должностным обязанностям отвечать за градостроительную политику в г. Владикавказе, в сельских районах, и в целом, по республике. Разработанные документы территориального планирования, от которых в значительной мере зависит не только имидж, но и инвестиционная привлекательность региона, требуют профессионального прочтения и применения.
На наш взгляд, нужна единая республиканская система Архитектурно- градостроительных органов, которые должны возглавлять только специалисты с высшим архитектурным образованием, а из профессиональных архитекторов надо подбирать на должности лучших на конкурсной основе.
Прежняя традиция обсуждения кандидатур на руководящие архитектурные должности с профессиональным цехом используется все реже и нам остается только констатировать факт неудачных назначений на государственно важные должности в сфере архитектуры.
Необходимо понимать разницу между строительством и архитектурой. Архитектура и градостроительство определяют стратегию пространственного развития населенных пунктов, а строительная деятельность воплощает эту стратегию в конкретные объекты недвижимости. Соответственно, архитектура и градостроительство преимущественно являются функцией государственной, а строительство – производственной функцией. Для того, чтоб стратегическое планирование городов было свободно от диктата организаций, работающих на извлечение прибыли, органы архитектуры и градостроительства должны иметь достаточную степень самостоятельности и быть напрямую подчинены первым лицам государственной власти региона. В этом – суть приведенных выше рекомендаций Президента РФ. В республике необходим отдельный республиканский орган по архитектуре и градостроительству, с полномочиями проведения государственной градостроительной политики на всех уровнях государственного и муниципального управления. Требовать ответственных решений можно только с настоящих профессионалов, обладающих соответствующими полномочиями.
Сегодняшние принципы размещения заказов в области архитектурного проектирования, главным критерием которых является цена проектных работ, не могут отвечать интересам республики – они позволяют получить заказ даже непрофильным организациям. Иначе, как казусом, нельзя назвать ситуацию, когда генплан г. Дигоры проектировало Бюро технической инвентаризации г. Прохладного.. Во всем цивилизованном мире основой подбора архитектора на выполнение проекта служит творческий конкурс, В то же время конкурс позволяет находить наиболее экономичные и эффективные решения. Из-за пренебрежения своими специалистами, или в погоне за откатами, заказы на проектные работы из республики уходят в Москву, Ростов н/д, Нальчик, Саратов, Ставрополь и другие города. За счет этого, кроме профессиональных и кадровых потерь, республика теряет налоговые поступления в местный бюджет.
Раньше других регионов СКФО во Владикавказе началась подготовка специалистов в области архитектуры, благодаря чему численность дипломированных архитекторов в Осетии гораздо выше, чем в остальных субъектах СКФО и приближается к европейским нормативам. Уровень востребованности архитекторов является косвенным показателем цивилизационного процесса в регионе. Малая востребованность на родине является причиной оттока выпускников архитектурного факультета в другие города. В настоящее время значительная часть их работают в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи и других городах. В первую очередь, уезжают наиболее подготовленные, уверенные в своих силах специалисты. Это уже аспект не только градостроительной, но и молодежной политики.

Член Правления Союза архитекторов РСО-А, профессор кафедры архитектуры СКГМИ Р. Х. Аликов